В настоявшее время в силу
социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно
увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной
становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной
психолого-педагогической помощи
нуждающимся детям.
Ухудшение экологической обстановки, высокий
уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных
социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем
способствует увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями.
В последнее время в России развернута широкая
программа по интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в
среду детей, не имеющих отклонений в развитии. Ведь в соответствии с
«Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении
выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано
право на развитие, воспитание и образование.
Общение со сверстниками – важнейшая
составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве, дающая богатый жизненный опыт,
который станет основой его дальнейшего личностного развития. Наш детский сад
отличается тем, что мы принимаем на воспитание детей с особенностями в
развитии, в частности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
С 1 февраля 2010 года в ДОУ функционирует
группа комбинированного по здоровью детей вида, где вместе воспитываются
здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. Наполняемость
группы, на момент открытия, составляла 9
детей, из них два ребенка с диагнозом ДЦП, два- с ЗПРР.
Приоритетными
направлениями работы в группе являются:
Физкультурно-оздоровительная
работа:
- создание здоровье сберегающей
системы в группе, обеспечивающей охрану жизни и укрепление физического и
психического здоровья детей.
Социально-личностное
направление работы:
-воспитание
социально-адаптивной личности через расширение взаимодействия педагогов с
детьми и детей друг с другом, в процессе формирования толерантных межличностных
отношений.
Коррекционное
обучение:
-обеспечение,
каждому ребенку индивидуальной траектории развития, учитывая состояние его
здоровья, уровень физического, нервно-психического и познавательного развития.
Конечно, на начальном этапе
функционирования группы мы столкнулись с рядом трудностей: это неподготовленность родительского и детского
контингента ДОУ к тесному общению с детьми с ОВЗ. Неподготовленность части
педагогов, не работающих в специальных группах, к оказанию помощи детям с
нарушениями развития – их слабая психолого-педагогическая направленность и
личностная готовность к взаимодействию с такими детьми в условиях интеграции.
Первый год работы, был годом проб и ошибок, нам предстояло научить детей видеть и учитывать настроение
сверстников в общении, в игре, т.е. здоровые дети учились жить бок о бок с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В 2012 году один из наших подопечных, с
диагнозом ДЦП, пошел в первый класс
общеобразовательной школы, где старается успешно учиться, несмотря на специфику
своего заболевания.
Войдя в программу Федеральной Целевой Программы Развития Образования,
мы получили для нашей группы оборудование для лекотеки и на данном этапе времени в нашей группе
созданы условия для оптимального развития «особых» детей и дошкольников
с нарушением опорно - двигательного аппарата, их социальной адаптации и интеграции в среду
здоровых сверстников: создана
соответствующая предметно – развивающая среда.
Имеются пособия и материалы, обеспечивающие высокий уровень
интеллектуального и эмоционально - личностного развития детей. Оборудование для
театральных и режиссерских, сюжетно-ролевых игр; дидактический материал,
развивающие игры; имеются все базовые
компоненты, необходимые для полноценного социального, физического, познавательного
и эстетического развития детей.
Специально для детей с ДЦП в
группе был установлен вертикализатор, который является чрезвычайно важным
элементом в комплексном процессе реабилитации, так как положительно влияет на
работу многих органов. Полезно влияет на формирование чувства равновесия и на
улучшение координации движений.
На сегодняшний день в группе
остался один ребенок с диагнозом ЗПРР,
посещающий подготовительную группу.
Мы считаем, что раннее включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественное дошкольное воспитание дает положительный результат: сохраняется и укрепляется здоровье детей. Вырабатывается позитивное отношение к самому себе у всех воспитанников детского сада, в т.ч. у детей с ограниченными возможностями здоровья, это позволяет достичь ощутимых положительных результатов в подготовке их к жизни в обществе, к обучению в школе, и включению их в активную деятельность.