В настоявшее время в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической     помощи нуждающимся детям.

 Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями.

 В последнее время в России развернута широкая программа по интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду детей, не имеющих отклонений в развитии. Ведь в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование.

 Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве, дающая богатый жизненный опыт, который станет основой его дальнейшего личностного развития. Наш детский сад отличается тем, что мы принимаем на воспитание детей с особенностями в развитии, в частности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  С 1 февраля 2010 года в ДОУ функционирует группа комбинированного по здоровью детей вида, где вместе воспитываются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. Наполняемость группы, на момент открытия, составляла  9 детей, из них два ребенка с диагнозом ДЦП, два- с ЗПРР.

Приоритетными направлениями  работы в группе  являются:

Физкультурно-оздоровительная работа:

- создание здоровье сберегающей системы в группе, обеспечивающей охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Социально-личностное направление работы:

-воспитание социально-адаптивной личности через расширение взаимодействия педагогов с детьми и детей друг с другом, в процессе формирования толерантных межличностных отношений.

Коррекционное обучение:

  -обеспечение, каждому ребенку индивидуальной траектории развития, учитывая состояние его здоровья, уровень физического, нервно-психического и познавательного развития.

 

Конечно, на начальном этапе функционирования группы мы столкнулись с рядом трудностей: это  неподготовленность родительского и детского контингента ДОУ к тесному общению с  детьми с ОВЗ. Неподготовленность части педагогов, не работающих в специальных группах, к оказанию помощи детям с нарушениями развития – их слабая психолого-педагогическая направленность и личностная готовность к взаимодействию с такими детьми в условиях интеграции. Первый год работы, был годом проб и ошибок, нам предстояло  научить детей видеть и учитывать настроение сверстников в общении, в игре, т.е. здоровые дети учились жить бок о бок с  детьми с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 году один из  наших подопечных, с диагнозом ДЦП,   пошел в первый класс общеобразовательной школы, где старается успешно учиться, несмотря на специфику своего заболевания.

Войдя в программу  Федеральной Целевой Программы Развития Образования,  мы получили для нашей группы  оборудование для лекотеки и на  данном этапе времени в нашей  группе  созданы условия для оптимального развития «особых» детей и дошкольников с нарушением опорно - двигательного аппарата,  их социальной адаптации и интеграции в среду здоровых сверстников:  создана соответствующая предметно – развивающая среда.  Имеются пособия и материалы, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и эмоционально - личностного развития детей. Оборудование для театральных и режиссерских, сюжетно-ролевых игр; дидактический материал, развивающие игры;  имеются все базовые компоненты, необходимые для полноценного социального, физического, познавательного и эстетического развития детей.

Специально для детей с ДЦП в группе был установлен вертикализатор, который является чрезвычайно важным элементом в комплексном процессе реабилитации, так как положительно влияет на работу многих органов. Полезно влияет на формирование чувства равновесия и на улучшение координации движений.

На сегодняшний день в группе остался один ребенок с диагнозом  ЗПРР, посещающий подготовительную группу.  

Мы считаем, что раннее включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественное дошкольное воспитание дает положительный результат: сохраняется и укрепляется здоровье детей. Вырабатывается позитивное отношение к самому себе у всех воспитанников детского сада, в т.ч. у детей с ограниченными возможностями здоровья, это  позволяет достичь ощутимых положительных результатов в подготовке их к жизни в обществе, к обучению в школе, и включению их в активную деятельность.