«Графический диктант»

         Кто сказал, что у малышей не бывает диктантов? Настоящий графический диктант по клеточкам понравится не только детям - дошкольникам, но и школьникам. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз - вверх. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигурка появится, если диктант был выполнен правильно и  ребенок нигде не ошибся. 

           Что же такое графический диктант: развлечение или обучение?

               Графические диктанты направлены на:

           1. развитие мелкой моторики;

           2. развитие произвольного внимания;

           3. развитие координации движений;

           4. развитие усидчивости;

           5. развитие пространственного воображения;

           6. расширение словарного запаса;

           7. развитие орфографической зоркости.

     Естественно, графические диктанты – это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради. Простые графические диктанты прекрасно помогают родителям и учителям предотвратить многие сложности на начальном этапе учебы в школе. Это рассеянность, неумение сконцентрироваться, неусидчивость, орфографическая невнимательность.   Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых навыков - игровой на все сто процентов. Для летнего периода – это вообще находка. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия. Различные графические диктанты пользуются особой популярностью у детей в возрасте 5-10 лет. Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т.п.

        Что понадобится для занятий.

     Вам понадобится тетрадка в клеточку. Для малышей дошкольного возраста хорошо, если клеточка будет покрупнее. Это позволяет снизить нагрузку на глаза. Не выбирайте (во всяком случае, для малышей) тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это очень напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь. Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть в случае ошибки.  

 

         Как проводить графические диктанты.

     Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Конечно, многое зависит от возраста ребенка и его способностей.    Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для деток 5 лет, 15-20 минут для деток 5-6 лет, 20-25 минут для деток 6-7  лет. Но в случае, если малыш увлечен, не прерывайте его, пусть выполнит задание до конца.       Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у малыша проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради.

 

        Варианты проведения диктанта:

1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

3.  Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить. 

Так что же такое графический диктант? Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый помощник в подготовке ребенка к школе. 

А определить уровень развития у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности поможет методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант»  /http://iemcko.ru/43105.html/

                                                  Удачи Вам!

 

 

Режим будущего школьника 

      Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. Для детей правильно организованный режим - условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Режим - это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Рассмотрим подробнее составные части режима.

        Огромное значение в поддержании работоспособное первоклассника имеет сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна -10-12 ч. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение. Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее: приучить ребенка ложиться и вставать в одно и то же время.  

     Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну; время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение; перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко разговаривать); ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели. 

      Питание. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном с соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Белки, содержащиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах - основной источник материала для построения тканей. Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению обмен веществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения.  Углеводы, имеющиеся в сахаре. крупе, картофеле мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергий. Если потребление углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры.  Минеральные вещества и витамины способствуют нормальному, росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

Полноценное питание детей предусматривает соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (или 111. 4). Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пищу усваивается плохо. Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребенка учат есть не спеша, пережевывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды, заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока и последующем пищеварении.  В распорядке дня дошкольника строго предусматривают режим питания который не должен нарушаться. Ребенок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые помогают ему сохранять здоровье и способствуют правильному развитию. Он должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию. 

     День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние и самочувствие. Проснувшийся ребенок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая что мышцы ребенка 6-7 лет недостаточно развиты, характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям этого возраста рекомендуется не более 5-7 упражнений. Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы и тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

      Примерные комплексы упражнений можно взять из следующих книг: Лескова Г. П., Буцинская П. П. , Васюкова В. И. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» - 1981, Осокина Т. И. , Тимофеева Е. А. «Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников» - 1971

    Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши, шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой. Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.  Скачать >>>

Физическая готовность к школе

     Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической выносливости, способности управлять своим телом, движениями. Нередко некоторые дети отстают в учении именно из-за недостаточного развития физических качеств. К моменту поступления в школу важно сформировать у ребёнка:

- ловкость;

- координированность  движений;

- гибкость;

- силу;

- выносливость.

Последнее качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью – необходимым условием для достижения успеха в учебной деятельности.

Из-за недостаточности развития «ловких мышц» у ребёнка во время письма возникают описки, пропуск букв. Проблема усугубляется, когда ребёнок пишет шариковой ручкой, фломастером. Поэтому предпочтительнее давать дошкольнику в пользование краски (гуашь, акварель), карандаши (цветные, простые), которые хорошо развивают мелкие мышцы рук и зрительно – двигательную координацию, необходимые для овладения письмом.

Ребёнок и занятие

Способности, которые необходимо родителям развивать в своём ребёнке:

- память (тактильную, зрительную и пр.);                                

- коммуникабельность;                                                             - речь;

- внимание;                                                                                     - координацию;

- логическое мышление;                                                         - мелкую моторику;

- образное  мышление;                                                             - конструирование;

- творческое воображение;                                                     - счёт.

Готовность к школе родителей

Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:

- помогать ребёнку и не сердиться;

- не кричать, принимать спокойно всё так, как есть;

Самостоятельный ребёнок (с позиции ребёнка) – означает:                                                

- не унижать;

- не обижать;

- не сравнивать с другими своего ребёнка;

- не наказывать без ясной причины, а лишь потому, что вы не в духе.

В общем, могут ли они пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребёнка.

Что надо знать родителю о ребёнке, который идёт в школу:

- он ещё живёт в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени;

- он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будет говорить «надо», «должен»;

- его работоспособность – 5 – 20 мин, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;

- ему непривычно будет быть «одним из многих»;

- он будет более подвержен заболеваниям;

- ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения;

- ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама:     проводить в школу, встретить, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д. 

 Ребёнку нужны положительные эмоции:

- ребёнок ждёт от вас похвалы;

- главное для него – понимание, любовь, доверие, забота.

Поведение родителей по отношению к ребёнку, который идёт в школу:

- старайтесь в выходные сделать что-то интересное с ребёнком;

 - не забывайте заглядывать в ранец своего ребёнка;

- постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь;

- научите ребёнка аккуратно вешать школьную форму;

- все бытовые дела с ним попробуйте «отрепетировать» заранее;

- берегите психику ребёнка;

- будьте сдержанны в своих эмоциях;

- не забывайте о школьных праздниках, ребёнок должен быть красиво и празднично одет;

- дайте ребёнку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим.

Во время занятия от взрослых требуется:

- терпение;

- умение играть и верить в игру;

- принять ребёнка таким, каков он есть;

- принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;

- почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше);

- импровизировать;

- подчёркивать неповторимость, индивидуальность своего ребёнка;

- не сравнивать ребёнка с другими детьми;

- артистизм;

- творчество.                                      

Самостоятельный ребёнок (с позиции взрослых)-­ означает:

- что ребёнок обслуживает себя сам – одевается, умывается, убирает за собой игрушки; проявляет самостоятельность во время занятия; помогает родителям выполнять трудовые поручения; может найти занятие себе сам.     Скачать  >>>